Телефон: +7 961 974 0003
Мы в социальных сетях:

Причины, по которым ФНС отказывается регистрировать смену директора

  • 01.09.2017

Форма заявления о регистрации изменений и требования к ее заполнению определены в приложениях № 4 и 20 к приказу ФНС России от 25.01.12 № ММВ-7-6/25.

К основным причинам отказа в регистрации смены директора относятся:

1. Неправильно заполнено заявление о регистрации изменений

Если заявление заполнить с ошибками, инспекция может отказать в регистрации. ИФНС считает, что если заявление заполнено неправильно, то оно фактически не подано. Заявители часто оспаривают отказы инспекций в суде. Большинство судов считает, что любая ошибка в заявлении — достаточное основание для отказа. Например, такую позицию разделяет АС Московского округа. Он разъяснил: если в заявлении есть ошибки, такое заявление считается неподанным (Справка по результатам обобщения судебной практики ФАС Московского округа по спорам, связанным с ведением ЕГРЮЛ, утв. Президиумом ФАС МО 27.04.12).

Реже встречается другая позиция. Если в заявлении есть ошибка, это не автоматическое основание для отказа в регистрации. Например, общество заполнило не те листы заявления. Суды решили, что у инспекции была вся необходимая информация, чтобы зарегистрировать изменения. Если в заявление ошибочно включены дополнительные сведения, это не основание для отказа (Постановление ФАС Поволжского округа от 22.05.14 по делу № А65-21960/20132).

2. Заявление подписало неуполномоченное лицо

По закону заявление о регистрации должно быть подписано уполномоченным лицом. При смене директора часто возникает вопрос, кто уполномочен подписывать заявление — старый или новый директор. Налоговая служба считала, что это старый директор, так как сведения о нем как руководителе есть в ЕГРЮЛ (ФНС-1 Письмо ФНС России от 26.10.04 № 09-0-10/4223).

Президиум ВАС признал позицию ФНС необоснованной. Закон не связывает возникновение или прекращение полномочий директора с внесением сведений в ЕГРЮЛ. Старый директор не вправе действовать без доверенности от имени компании с момента, когда его полномочия прекратил компетентный орган общества. В том числе он не вправе подписывать заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом директоре (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.06 № 12580/05 по делу № А40-59287/04-125-586).

Несмотря на позицию ВАС, инспекции иногда по-прежнему отказывают в регистрации по данному основанию. Суды признают такие отказы незаконными. Чтобы искоренить такую практику, ФНС издала новые разъяснения — письмо от 16.03.16 № ГД-4-14/4301. Служба разъяснила, что при смене директора заявителем может быть только новый руководитель юридического лица.

3. Новый директор является массовым

Инспекции часто отказывают в регистрации смены директора, если лицо уже является руководителем во множестве других фирм. То есть является массовым директором.

Например, инспекция отказала в регистрации, так как новый директор был указан как руководитель уже «более чем в пяти» компаниях. Суд признал отказ незаконным. Такого основания нет в законе. Избрание директора — исключительная компетенция общего собрания участников общества. Участники по своему усмотрению определяют, кого можно избрать директором. (Постановление Двенадцатого ААС от 05.03.17 по делу № А12-61041/2016) Позиция судов не поменяется, даже если вновь назначенный директор уже руководит более чем 1000 компаний (Постановление Десятого ААС от 01.07.14 по делу № А41-2501/14).

4. Решение о смене директора принято с нарушением корпоративных процедур

Одно из наиболее спорных оснований для отказа — нарушение процедуры избрания нового директора. Инспекции считают, что если решение о смене директора принято с нарушениями, то заявитель представил недостоверные сведения. Еще один аргумент — к лицу, подписавшему заявление, не перешли полномочия представлять компанию без доверенности. Поэтому заявление подписало неуполномоченное лицо.

В практике нет единой позиции, может ли ИФНС оценивать законность решения о смене директора. Большинство судов считает, что отказ в регистрации из-за нарушения процедуры незаконен. Если на регистрацию подан полный пакет документов, то ИФНС обязана зарегистрировать изменения. (Определение ВАС РФ от 17.07.09 по делу № А40-11716/08).

Ситуация усложнилась из-за поправок в Закон о государственной регистрации, которые вступили в силу с 1 января 2016 года. Теперь в пункте 4.2 статьи 9 закона закрепили право инспекции проверять достоверность представленных сведений. Если они недостоверны, налоговая вправе отказать. Некоторые суды решили, что поправки разрешают ИФНС проводить правовую экспертизу (Постановление АС Московского округа от 03.05.17 по делу № А40-133573/2016).

Если инспекция отказала по этому основанию, оспаривайте отказ в суде. Ссылайтесь на судебную практику, которая подтверждает, что налоговый орган по-прежнему не может проводить правовую экспертизу. Это подтверждает и обзор практики, который опубликовала ФНС (Письмо ФНС России от 10.10.16 № ГД-4-14/19159@). Укажите, что инспекция не вправе проверять документы на соответствие закону. Этого требования нет в приказе ФНС от 11.02.16 № ММВ-7-14/72@, который определяет процедуру проверки документов. Такие же разъяснения дал Пленум ВС в п. 23 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.15 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

© 2016. Все права защищены.